Союз строителей Липецкой области
Полезные ссылки










Контакты
Адрес:
398043 г.Липецк, ул.Гагарина, д. 108.

Директор:
Боровских Константин Вячеславович

Заместитель директора:
Кузьменков Евгений Алексеевич
Тел. 34-95-56
E-mail: npsros@mail.ru

Главный бухгалтер:
Соболева Виктория Александровна
Тел. 34-51-95

Юрисконсульт:
Лукинова Мария Николаевна
Тел. 34-51-95

Специалисты:
Тел. 36-58-57
E-mail: sslo482013@yandex.ru

Редакция:
Тел. 36-05-17
E-mail: sslo482013@yandex.ru

Новости


Как удержать баланс или уроки такта
20.09.2018

– Владимир Сергеевич, в этом году работа вашей Архитектурно-проектной мастерской № 3 – многоэтажная автостоянка по улице Космонавтов – получила бронзовый диплом по итогам смотра-конкурса «Золотая капитель». Очередная награда пополнила солидную коллекцию. Как вы сами оцениваете: победа – признак вашего мастерства или слабости конкурентов?

- Может быть, и того, и другого? (улыбается) Если серьёзно, конечно, в последние годы нам, архитекторам, не хватает интересных творческих задач от заказчиков. И это понятно – такова на сегодняшний день экономическая ситуация. Но, я думаю, спад временный, уже проходили. Рано или поздно начнется этап восстановления, и у нас снова будет шанс создавать и реализовывать новые проекты – надеюсь, нетривиальные.

Мыслить учит карандаш

- В вас больше проектировщика или архитектора?

- Мое образование способствовало развитию каждого. Я учился в Воронежском инженерно-строительном институте. Мне уже тогда повезло: в год моего поступления архитектурное отделение преобразовали в самостоятельный факультет, к тому же в отдельном здании. Набрали новый преподавательский состав. Приехала профессура со всего Союза. И это были не только теоретики, но и выдающиеся практики, известные в архитектурной среде: Владимир Николаевич Лахтин, Аркадий Вацлавович Баранский. И нас учили с азов, с заточки карандаша. Сейчас молодых архитекторов учат творить на компьютере…

- Разве это плохо?

- А разве настоящий живописец сможет на компьютере сделать, то, что он делает на холсте? Мысль можно изобразить в программе. Это удачнее, визуально интереснее. Но есть небольшой обман. Компьютер не научить думать, творить. Этому учит только карандаш в руке.

- И что же, вся образовательная система насмарку, если с азов ошибки?

- Не имею права судить, выскажу только общую точку зрения. Конечно, есть таланты – мыслящие, способные и незаурядные молодые люди, но они – редкость. Тенденция иная. На градостроительных советах постоянно обсуждаются новые идеи, проекты от молодых авторов. И это больше похоже на поучительный совет. Нам приходится объяснять молодежи основы композиции, планировки, функционального зонирования, напоминать о цветовом решении, пропорциях, тектонике, ритмике.

Достойные по задумке проекты порой оторваны от реальности. Нас приучали смотреть вокруг, логично вписываться в окружающую застройку, использовать исторический опыт, память места, колористику города. Применять нетривиальные детали, не впадая в крайность.

Нас учили так посадить объект, как будто он сто лет тут стоит: ничего не нарушил, никого не обидел. А бывает, что архитектор будто кричит: «Вот он – я! Смотрите, какой я!» Все, что кругом, его не интересует. А у самого – сарай вышел.

И, поверьте, среда свое сделает. В бескультурной среде вырастает невежественное поколение. Вот о чем мы обязаны всегда думать!

- Решение есть?

- Решение – школа наставничества. После института я пришел в «Липецкгражданпроект». Моим первым учителем был Геннадий Михайлович Александров. Позже я работал с Канцане. Но главным, папой, как мы звали его в лицо, для всех нас был Мирон Владимирович Мордухович. Нас, молодых специалистов, учили всему: мы занимались и непосредственно проектированием, и градостроительством, и дизайном. Любой объект изучался и прорабатывался со всех сторон и точек зрения. Эти принципы я сохранил при самостоятельной работе, в своей архитектурной мастерской.

Творческие ребусы

- Вы открылись, если не ошибаюсь, в 98-м?

- Да, в ноябре нам будет 20 лет.

- Знаю, каждый объект – родной, но все же: какой для вас самый особенный, который стал, может быть, экзаменационным?

- Сложно и интересно пришлось во время реставрации дома купца Русинова. Старинное сооружение превращали в современный дворец бракосочетания… Да, долго мы там боролись.

- С кем?

- С ситуацией, с чиновниками. Абсолютно менялась функция исторического памятника. Нашей группе архитекторов пришлось, максимально сохраняя объемы, планировку, интерьер, перекроить содержимое здания. К тому же при реставрации всегда случаются сюрпризы.

Когда-то в доме был пожар, деревянные перекрытия пришли в негодность. Дубовые балки сгнили. Дровяную печь в подвале, встроенную в стены систему отопления следовало аккуратно демонтировать, не нарушая целостности конструктива здания.

Прежние материалы логично было заменять современными, но чиновники долго настаивали на историчности. К примеру, утверждали, что кирпич нужно скреплять, как в прошлом веке, гашеной известью с яичным белком. Переубедить все-таки удалось. Здание сохранило историческую изысканность, получив новый облик и смысл.

- Каждый раз удается удержать баланс: соразмерять желания заказчика и реальные возможности?

- Надеюсь, да. Это наша задача. А удачный пример баланса – здание Арбитражного суда. Было весьма непросто. Грунт – болото. В низине всегда собиралась вода – технический подвал не сделать. Мы применили несколько незаметных для обывателя хитрых решений: запроектировали свайный фундамент, в дренажной системе вместо обычных прямоугольных лотков предусмотрели желоба из железобетонных труб – их полукруглая форма обеспечивает исправную работу ливневки даже после четырех лет эксплуатации.

Нам пришлось учесть при проектировании особый режим работы объекта и его назначение. Инженерная начинка, помимо «стандартного набора», подразумевала устройство сложной системы видео- и аудионаблюдения.

К тому же месторасположение обязывало вдумчиво вписать административное сооружение. Не хотелось тащить здание в высоту, а наоборот – подчеркнуть, закончить силуэт площади Петра.

- Вам всегда везет на оригинальных заказчиков?

- Скажу так: мы избегаем типовых проектов. Сейчас, допустим, работаем с компанией «СУ-9 «Липецкстрой». Они возводят дом по нашему проекту по улице Нижняя Логовая. Дом сложной конфигурации. Трудный рельеф с значительными перепадами высот. И, учитывая всё усложняющие факторы, нам удалось грамотно вписать полуподземную парковку.

Для того же заказчика мы выполнили проект в Ялте, столь же непростой по рельефу. В итоге получился элегантный жилой комплекс, напоминающий эскадру круизных лайнеров, стремящихся к морю.

Порой приходится решать творческие ребусы. Но в этом – и смысл, и кайф работы архитектора.

- Решенных ребусов за 20 лет – уже целый сборник…

- Причем в буквальном смысле. Не так давно мы скомпоновали все проекты в одно иллюстрированное книжное издание. Одно только удручает: есть незавершенные работы. Не все архитектурные замыслы удается реализовать. Но всегда есть к чему стремиться, сохраняя хрупкое равновесие ярких желаний и жестких возможностей.

Елена КРАСИЛОВА




























     На главную