Союз строителей Липецкой области
Полезные ссылки










Контакты
Адрес:
398043 г.Липецк, ул.Гагарина, д. 108.

Директор:
Боровских Константин Вячеславович

Заместитель директора:
Кузьменков Евгений Алексеевич
Тел. 34-95-56
E-mail: npsros@mail.ru

Главный бухгалтер:
Соболева Виктория Александровна
Тел. 34-51-95

Юрисконсульт:
Лукинова Мария Николаевна
Тел. 34-51-95

Специалисты:
Тел. 36-58-57
E-mail: sslo482013@yandex.ru

Редакция:
Тел. 36-05-17
E-mail: sslo482013@yandex.ru

Новости


Надёжный путь, назначенный судьбой
01.06.2018

Его прадед по материнской линии Ульянов Герасим Гордеевич родился за 50 лет до революции, и, несмотря на все перенесенные невзгоды, перешагнул вековой рубеж, прожив 102 года. Крестьянское хозяйство у Ульяновых было крепкое, а потому в годы коллективизации попало под раскулачивание. От 25-летней ссылки на Соловки не спасла и одноименная фамилия вождя мирового пролетариата.

Но род свой Герасим Ульянов продолжил. В 1894 году появился на свет Степан Герасимович, а в 1917 – его дочь Евдокия Степановна, ставшая впоследствии мамой нашего юбиляра.

Вот так распорядилась судьба… Сочла нужным скорректировать то, что натворила жизнь, иронизируя над совпадениями фамилий, дат, событий.

Ровесница революции Евдокия, родом из Челябинской области, повстречалась с башкирским парнем Кириллом Гуц, когда ей было 16 лет, а ему – 25. Кирилла, имеющего всего 4 класса образования, в родном селе крепко уважали за руки «золотые». Он - столяр и плотник, бондарь, шорник и печник, скорняк и сапожник. Семья ни в чем не нуждалась. Но, Великая Отечественная сломала привычный уклад. На долгих 7 лет Кирилла призвали в трудовую армию железнодорожных войск.

Детство

Рабочий поселок Покровка разделяет ручеек, по одну сторону которого Челябинская область, по другую – Башкирия. Недалеко – приток Уфы - река Ай, петляющая по скалистой местности Южного Урала больше чем на полтысячи километров. Это сейчас туристический сплав по реке известен на всю страну, а когда-то вода несла другие грузы – продукцию заводов. Со временем предприятия стали обслуживать большегрузы. Как раз таким автопарком в конце шестидесятых руководил Гуц Александр Кириллович.

Родился герой нашего повествования на башкирской стороне. Три года ему было, когда война началась, но помнит сердце вечно уставшую изможденную тяжким трудом маму, которая с двумя малышами вынесла все тяготы на своих плечах. Не многим легче стало по возвращению отца. Голодный 47 год заставлял подбирать все, что только можно было есть: картошку мерзлую, вынесенную вверх поля талыми водами, крапиву, лебеду.

Но так существовали все вокруг, и потому жизнь шла своим чередом. Как положено: с малолетства - мужская работа, начальная школа – в селе, а средняя – пешком за три километра. Потом, стандартная для деревенского мальчишки попытка стать учителем математики: почти отличник в школе, Саша очень любил этот предмет.

Судьба

Судьбоносным стало случайно увиденное в газете объявление о наборе в Уфимское техническое училище трудовых резервов. Памятуя о героях газетных публикаций и кинофильмов, Саша подал заявление на машиниста экскаватора, а приемная комиссия определила его на специальность механика автомобильного транспорта. В училище он занимался боксом, стал чемпионом Башкирии в тяжелом весе.

И снова жизнь сделала виток, когда Александр Кириллович Гуц мог бы стать не автомобилистом, а прославленным боксером, как его товарищ по сборной Станислав Николаевич Кирсанов. Детдомовский парень в спортивной карьере добился больших успехов: чемпион СССР, мастер спорта международного класса. Александр Гуц бережно хранит в семейном альбоме фотографию сборной, где они рядышком с еще неизвестным Кирсановым – молодые, с модными спортивными стрижками, в майках, открывающих накачанные блестящие мощные бицепсы.

Молодой специалист

Судьба победила, и повела Александра путем, предопределенным свыше. Он не противился, напротив – очень старался. Подкованный теорией выпускник училища, усердно впервые взялся за практику в городе Кумертау, куда был распределен мастером по ремонту автомобилей в Башнефтегеофизику. Бывало, даже распиливал отслужившие срок детали, чтобы самому понять принцип их работы.

Служба в армии тоже прошла на колесах. Отдельный армейский батальон в немецком городе Магдебург доверил ему не просто возить командира части, а участвовать в гонках на ГАЗ 51.

Директор АТП

Есть в Челябинской области небольшой городок Сатка, с известным далеко за пределами страны огнеупорным заводом «Магнезит». Его продукцией, к слову о предопределенном судьбой человеку месте работы, жизни, пользуется и Новолипецкий металлургический комбинат. Александру Гуцу, о чем он еще не знал, предстояло с Урала переехать в Липецк. Рядом с Саткой – город Бакал. Там добывали редкую руду, которую к производству доставляли МАЗы и БЕЛАЗы по 25-27 миллионов тонн в месяц. Из механиков автоколонны Саша быстро вырос до начальника: 240 работников, больше сотни грузовых машин, торговые автобудки, служебные и пассажирские автобусы. Организовал бесперебойное городское движение автобусов. Водителям по утрам за счет предприятия - чашка кофе с бутербродами. Разработал график выходов водителей и кондукторов, чтобы одна бригада попадала всегда вместе. Спустя многие годы, был в гостях (в своем селе памятник на могилу родителей ставил), так в подшефной автоколонне до сих пор по такому же графику работают.

Карьере помогала учеба в Челябинском политехническом институте на факультете автомобильного транспорта. И, конечно, любовь - самый большой стимул для Мужчины. Людочка, с которой Саша познакомился на лыжной прогулке, была его одногодкой, 2 июля у нее тоже юбилей. Прелестная медсестра стала самой лучшей женой, матерью двух сыновей. И опять совпадение судеб. Когда семья Гуц переехала в Липецк, оба супруга пришли в строительную отрасль. Он - в трест «Липецкстройстранс». Она – в поликлинику треста «Липецкстрой».

Прошло всего 10 лет, и Александр Кириллович Гуц возглавил автотранспортное предприятие, включающее одиннадцать автоколонн. Его очень уважали подчиненные, высоко ценили в ведомственном управлении. Начальником Южно-Уральского территориального транспортного управления в ту пору был человек-легенда Беспалов Алексей Николаевич, бывший второй секретарь Челябинского обкома КПСС, а в годы войны – секретарь по пропаганде Челябинского горкома партии. Соратник И. В. Сталина. Большой друг бывшего председателя Челябинского Совнархоза, нашего земляка, уроженца Елецкого района Соломенцева Михаила Сергеевича. Все, кому за пятьдесят, прекрасно помнят этого известного партийного и государственного деятеля, Председателя Совета министров РСФСР, члена политбюро ЦК КПСС, инициатора создания конструкторских бюро по разработке и модернизации образцов вооружения. В период становления Липецкой области, он часто бывал здесь как заведующий отделом тяжелой промышленности и как секретарь ЦК КПСС.

Алексей Николаевич Беспалов принял большое участие в судьбе Александра Гуц. Когда тот серьезно заболел, отправил домой на реабилитацию башкирским медом с сохранением и должности и зарплаты.

Здоровье нашего юбиляра поправилось, но работа в Челябинской области дальше не сложилась. Судьба четко вела его в направлении липецкой земли. Поработав два года в тресте «Свердловскстройтранс» главным инженером, Александр Кириллович был приглашен на работу Минтяжстроем в трест «Липекстройтранс» на должность заместителя управляющего, стал управляющим трестом на 10 последующих лет.

К слову сказать, дорога жизни Александра Гуц часто пересекалась с путями известных людей. В пору его службы в Свердловске, будущий Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин был начальником Южгорстроя.

Управляющий трестом

Без автопарка треста «Липецкстройтранс» не обходилась, практически, ни одна стройка Липецкой области: НЛМК, Центролит, Свободный Сокол, Тракторный, жилье и соцкультбыт. Большая помощь оказывалась селу на уборке урожая. Ежегодно водители треста на КРАЗах, КАМАЗах, ТАТРАх, МАЗах, ЗИЛах, ГАЗах перевозили порядка 24 миллионов тонн грузов, из них 18 – строительным предприятиям Главлипецкстроя.

Трест неоднократно выходил победителем в областном и всесоюзном социалистических соревнованиях, награждался переходящим Красным знаменем Минстроя СССР и ЦК отраслевого профсоюза. Дважды со всей страны в трест приезжали за передовым опытом участники всесоюзных совещаний. За ударный труд около 200 водителей, ремонтных рабочих и специалистов были удостоены высоких государственных и ведомственных наград; 12 человек, в числе которых Александр Кириллович Гуц, получили почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

Руководя трехтысячным коллективом, Александр Кириллович в равной степени уделял большое внимание как производственным, так и социальным вопросам. Он даже не думал, он просто видел и делал все от него зависящее, чтобы улучшить жизнь своих коллег. Когда ребята возвращались в родной коллектив после службы в армии, им на сберкнижку зачислялись «подъемные». За счет собственных средств построили на автобазах три спортивных зала, плавательный 25-метровый бассейн, в котором регулярно устраивались соревнования между командами автобаз, и везде – сауны. Многие ветераны строительного комплекса Липецкой области помнят, какие это были чудные места для отдыха и здоровья.

Организовали волейбольную команду. Мужская – трижды получала титул чемпиона Липецкой области. Женская «Магия» дошла до суперлиги, теперь носит другое название - «Индезит».

На Матырском водохранилище возвели зону отдыха «Автомобилист» на 240 мест с отличной столовой. Помнится, работая на отделке объекта, Герой Социалистического труда Дворникова Анна Сергеевна, сделала Александру Кирилловичу комплимент, как он замечательно о людях заботится. Естественно, строили для своих работников жилье – свыше 400 квартир. На момент закрытия треста (с наступлением перестройки) были обеспечены все, кто нуждался. А еще на балансе состояли два детских садика.

С этим связана отдельная история.

Не секрет и раньше, не секрет и сейчас, что водителя на служебных машинах подкалымливают. Но, одно дело, родителям в деревне помочь, и совсем другое - уголек, прихваченный на складе Сырского Рудника, продавать. Устный приказ по тресту гласил: кого поймают, пишет заявление о перечислении месячной зарплаты в подшефный детсад на игрушки. Заявление о «добровольном» пожертвовании вывешивали на стенд, и все понимали «откуда растут ноги».

Или другая затея - с заботой о здоровье. К отпуску на санаторно-курортное лечение оказывалась материальная помощь. На общем собрании Александр Кириллович объявил, что за подписью профсоюза деньги на поправку здоровья курящим выделяться не будут. Помогло, бросили почти все.

Заместитель губернатора

Госслужба Александра Кирилловича Гуц в должности вице-губернатора Липецкой области, председателя комитета по промышленности, транспорту и связи обернулась жителям региона долговременным и очень приятным сюрпризом. В конце девяностых контролеры общественного транспорта Москвы даже не штрафовали липчан за безбилетный проезд. Знали, что не с умыслом, а по привычке.

И снова дороги судьбы. Эту идею из предместья Уральских гор привез на нашу равнину А. К. Гуц. Будучи в должности директора челябинского автотранспортного предприятия, он подсчитал экономику пассажирских перевозок. Расходы на зарплату кондукторов, кассиров, контролеров, установку компостеров, печать билетов и т. д. намного превосходили доходы от сборов за проезд. Варианта два: увеличивать стоимость услуги или вовсе от нее отказаться. Ввели бесплатный проезд. Жители в восторге. В то же время, почти 100% автобусов стали выходить на линию.

Помня опыт, Александр Кириллович внес предложение руководителю исполнительной власти Липецкой области Михаилу Тихоновичу Наролину, которое тот поддержал.

Поработав недолго на государевой службе, Александр Кириллович вернулся на, созданное им в свое время, родное предприятие в должности генерального директора. И сегодня, в свои почти 80 лет, он председатель Совета директоров компании «Стройтранс».

Интересный, яркий трудовой путь прошел наш юбиляр. Глядя на награды: орден «Знак Почета», медаль «Заслуженный работник транспорта РСФСР», знак отличия «За заслуги перед Липецкой областью», почетные грамоты Президиума Верховного Совета РСФСР, администрации Липецкой области, многое вспоминается с добром.

Уважаемый Александр Кириллович! Союз строителей Липецкой области, ветераны отрасли, коллектив ООО «Стройтранс» от всей души поздравляют Вас с юбилеем! Вам есть чем гордиться, вам есть чем поделиться, вам есть чему радоваться. Пусть ваши внуки и правнуки обязательно продолжат, начатую Вами, семейную летопись. Пусть корни родового древа прочно держат на себе раскидистую прекрасную крону! Здоровья вам, хорошего настроения и бодрости духа!

Елена Щедрина




























     На главную